"Иргун Цваи Леуми" (сокращенно "Эцель" - "Национальная военная организация") - так называлось еврейское подполье, действовавшее в Палестине в течение семнадцати лет, предшествовавших созданию государства Израиль. В начале и в конце своего пути (с 1931 по 1939 гг. и снова в 1948 году) главной задачей Эцеля было вооруженное противодействие арабскому террору. В период с 1944 по 1947 гг. Эцель призывал к вооруженному восстанию против английских властей в Палестине.
Основным резервом Эцеля были члены "Бейтара" ("Брит Йосеф Трумпельдор" - "Союз Йосефа Трумпельдора") и сторонники ревизионистского течения в сионизме. Ревизионизм был не только источником кадров, но и идеологической базой организации. Зеев Жаботинский - основатель и предводитель ревизионизма - был командующим Эцеля. После смерти Жаботинского в 1940 году его идеи продолжали вдохновлять бойцов Эцеля на борьбу. Тем не менее связь подполья с созданными Жаботинским легальными организациями, такими как "Союз сионистов-ревизионистов", "Новая сионистская организация", "Бейтар", постепенно ослабевала и, в конце концов, полностью прервалась.
Символ Эцеля - рука, сжимающая винтовку на фоне карты Эрец-Исраэль с надписью "Только так!" - отражал идеологические принципы организации: вооруженная борьба за создание еврейского государства на всей территории исторической Эрец-Исраэль (по обе стороны Иордана). Идеологию Эцеля вдохновляли взгляды создателей "Союза бунтарей ("Брит а-Бирйоним") и исторические концепции, разработанные Йосефом Гедалией Клаузнером.
Бойцы Эцеля были обычными гражданами, жителями еврейского ишува Палестины, обремененными заботами о хлебе насущном. Необычным в них было лишь то, что они добровольно взяли на себя все тяготы и опасности жизни подпольщика и солдата, рискуя жизнью и свободой не по принуждению, а по велению собственной совести. Число членов организации не было постоянным, оно колебалось от нескольких сотен в периоды упадка до нескольких тысяч в пору расцвета деятельности Эцеля. При этом необходимо отметить, что число людей, занятых исключительно делами подполья, никогда не превышало 20-40.
Наряду с вооруженной борьбой против арабских террористов, британской армии и полиции мандатных властей, Эцель вел непрекращающуюся пропагандистскую работу, часто переходящую в прямое столкновение с легальными учреждениями и общественным мнением еврейского населения страны.
Эцель выступал против официальной политики сионистского руководства во всем, что касалось вооруженной борьбы за независимость; против его стратегии (например, в вопросах, касающихся отношений с британскими мандатными властями) и тактики (пропагандистская работа в Палестине и в диаспоре, военная подготовка добровольцев, характер военных операций). Вследствие этого отношения между ревизионистами и представителями "рабочей Палестины", которые фактически контролировали сионистские учреждения в стране и за ее пределами, характеризовались взаимным недоверием и подозрительностью.
Всю деятельность Эцеля сопровождала неустанная разъяснительная работа, попытки убедить общественное мнение в правоте своего дела. Для этого была создана подпольная радиостанция "Кол Цион а-лохемет" ("Голос сражающегося Сиона"), печатались листовки, которые расклеивались на стенах домов вместе с номерами подпольных газет "Херут" ("Свобода") и "Аф-ал-пи" ("Вопреки").
Организация действовала и за пределами Палестины, используя отделения ревизионистских организаций в диаспоре для ведения агитации, сбора средств, закупки оружия и мобилизации новых бойцов. В рядах Эцеля сражались 2500 человек из 23 стран. Члены ревизионистских организаций проходили военное обучение, а иногда совершали и диверсионные акты против британских учреждений. Одна из самых известных акций такого рода - взрыв английского посольства в Риме в 1946 году. К отрядам Эцеля за рубежом следует отнести и "Еврейскую военную организацию", примкнувшую к восстанию в Варшавском гетто.
История "ЭЦЕЛЬ"
Фотоальбом "ЭЦЕЛЬ"
|