ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ  

Авраам Штерн и его сторонники были единодушны с ревизионистами во всем, что касалось критики стратегии и тактики официальных сионистских учреждений, руководивших еврейским ишувом Палестины. Авраам Штерн, однако, не был согласен с альтернативным курсом Жаботинского и его движения. Гораздо больше по духу и взглядам импонировали ему поэт Ури Цви Гринберг и руководители "Брит ха-бирйоним" (Союз бунтарей) Абба Ахимеир и Иегошуа Эшель Явин, приверженцы максималистского подхода в ревизионистском движениию Они верили в право еврейского народа на страну Израиля, право вечное и неоспоримое, которое следует реализовать вне всякой зависимости от положения евреев в диаспоре. Страна Израиля, утверждал Ури Цви Гринберг, должна быть завоевана силой, а не приобретена за денежную плату или основана в результате политических интриг при покровительстве лидеров великих держав и под эгидой международных организаций. Для духовных лидеров "Брит ха-бирйоним" вооруженная борьба была естественным путем достижения национальных чаяний, а не средством самообороны. Арабских жителей Палестины они рассматривали как инородное тело в Эрец-Исраэль. Националистические притязания арабов, которые являются пришельцами в этой стране, можно удовлетворить только путем обмена населением, писал Абба Ахимеир. Основным же своим врагом они считали оккупационный режим англичан. Главной целью подпольных еврейских организаций должно быть изгнание англичан из Палестины, а не изменение политического курса мандатных властей. Для достижения этой цели, по их мнению, следовало готовить еврейскую молодежь в ишуве и в странах рассеяния, а также искать союзников среди врагов Великобритании в мире. В начале "холодной войны" между державами руководители Лехи считали весьма важным заручиться поддержкой СССР в борьбе против Великобритании. Тогда мировая война расценивалась как благоприятный момент для достижения целей сионизма. Безоговорочная поддержка Британии в войне и заявление о прекращении враждебных действий были, по мнению Штерна, непростительной ошибкой руководства еврейского ишува. Позиция Давида Разизля рассматривалась Штерном как доказательство правоты его собственных взглядов. Штерн всегда считал, что военная подпольная организация не может действовать, подчиняясь легальному ревизионистскому движению. Она должна обладать правом определять свою независимую политику как внутри, так и вне организации.

Со временем часть этих принципов была перенята руководством Эцеля (в частности, отказ от прямого подчинения официальным органам ревизионистского движения), но в 1939-40 гг. они были предметом острой дискуссии и в итоге - причиной раскола. Концепция, согласно которой британский мандат - враг номер один, препятствующий национальному возрождению еврейского народа в стране Израиля, - противоречила в корне идеологическим принципам подавляющего большинства в еврейском ишуве, методам борьбы сионистского руководства и Хаганы. Львиная доля энергии, энтузиазма и красноречия поэта-революционера Авраама Штерна была посвящена политическому воспитанию и разъяснительной работе в ишуве и за рубежом.

Цели и методы борьбы Лехи были изложены Штерном в документе, получившем название "Основы возрождения". Эта декларация служила идеологической базой и путеводителем Лехи на протяжении всех лет существования подполья. Ее основные положения разъяснялись в газетах "Хе-хазит" ("Фронт") и "Ха-маас" ("Действие"), а также в передачах подпольной радиостанции "Голос еврейского подполья". Диктор радиостанции Геула Коэн, впоследствии член Кнесета от партии Херут, а затем - лидер движения Тхия, - пользовалась огромной популярностью в ишуве.

Члены Лехи использовали любую возможность для распространения своих идей. Скамья подсудимых английского военного суда превратилась в трибуну, с которой произносились пламенные речи арестованных бойцов Лехи, получившие широкое освещение в местной и зарубежной прессе. После Яира доминирующее положение в подпольной литературе Лехи заняли писатели Исраэль Шейб (Эльдад) и Натан Фридман (Елин-Мор).


***
Задачи, которые ставил перед собой Лехи, были грандиозны по своему замыслу, вне всякой пропорции с размерами организации. Первое ядро подполья составили члены Эцеля, т. е. сторонники ревизионистского движения и члены Бейтара в Палестине и за рубежом. Штерн и его последователи пытались привлечь новые силы в Лехи не только из среды ревизионистов. Со временем подполье пополнилось сотнями добровольцев, хотя были и случаи выхода из организации. Часть командиров и бойцов пребывала в заключении в тюрьмах Акко, Иерусалима, Бейт-Лехема и в лагерях Мизры и Латруна. Некоторые были изгнаны в Восточную Африку и находились в течение долгих лет в Эритрее, Судане и Кении. На протяжении почти всего периода существования численность организации Лехи измерялась сотнями человек; количество оружия и боеприпасов, которыми располагала организация, было весьма ограничено. (В последние годы, однако, численный состав Лехи вырос, а склады оружия значительно пополнились за счет самостоятельного производства.)

Руководители Лехи прекрасно понимали, что малочисленное подполье не в состоянии положить конец британскому мандату. Организация претендовала больше на роль катализатора, который обострит конфликт между ишувом и официальными мандатными властями и приведет к массовой борьбе с англичанами. Акции, проводимые небольшими отрядами Лехи, служили примером отваги и мужества для рядовых жителей ишува, показывали на деле возможность борьбы с врагом, значительно превосходящим его по силе. Однако в первые годы своего существования руководство Лехи не только подвергалось преследованиям со стороны англичан, но и было вынуждено парировать нападки деятелей Хаганы, Эцеля и всего ишува.


следующая глава

Hosted by uCoz